Дайвинг
- Определение
- Что такое дайвинг
- Страховка
- Выбор страховки
- Страховые компании
- Страховой полис
- Как стать дайв-инструктором
- Опрессовка баллонов
- Что нужно учитывать
- Собственное оборудование
- Выбор дайв-центра
- Подбор партнера - бадди
- Давйв-гиды
- Правельное всплытие
- Унесённые течением
- Остались одни в море
- Аварийные ситуации под водой
- Средство найти спутника жизни

Соло-дайвинг
- Страсти
- Философия
- Теоретический курс
- Практика в закрытой воде
- Практика на открытой воде
- Что нужно, что бы пройти курс
- Кто они, будущие соло-дайверы

Что такое дайвинг
- Нужен ли дайвинг профессионалу
- Дайвинг сегодня

Направления спусков под воду
- Military diving
- Commercial diving
- Recreational diving

Крупные организации дайверов
- CMAS
- PADI

OPEN WATER DIVER
- ЧТО ЭТО ТАКОЕ
- Первая часть
- Вторая часть
- Третья часть
- Сертификат

Прокат оборудования
- Внешний осмотр
- Воздух
- Манометр
- BCD
- Регулятор
- Подводный компьютер
- Грузовой пояс
- Подбор грзов
- Наличие оборудования

Медицинская помощь
- Общие положения
- Необходимые меры лечения
- Кислородная рекомпрессия
- Режимы декомпрессии
- Подготовка
- Завершение кислородной...

Правила безопасности
- 1-ая категория
- 2-ая категория
- 3–я категория
- Специальные погружения
- Требования
- Требования к дайверам № 1
- Требования к дайверам № 2
- Требования к дайверам № 3
- Специальные погружения № 2
- Требования к судну
- Экстремальный тренинг
- Ответственность и безопасность
- Связка

Связка

Связка - это опасно или…

________________________________________

Эту статью побудило меня написать неправильное, на мой взгляд, представление многих дайверов о таком важном элементе безопасности, как связка между партнерами. Достаточно много споров и противоречивых мнений возникает при обсуждении вопросов применения этого элемента снаряжения при погружениях. Большая часть опытных дайверов со стажем погружений далеко не один год считает, что связка между партнёрами мешает при погружениях, делает их некомфортными из-за происходящих зацепов за различные подводные препятствия и ни о каком получении удовольствия не может быть и речи. Кому, мол, нужен такой дайвинг? Другая, ещё более агрессивно настроенная часть подводных профессионалов считает, что применение связки, как элемента снаряжения, опасно, недопустимо и должно всячески искореняться. Один из опытнейших Инструкторов в одном из споров на данную тему даже заявил, что «отрубит руки любому из своих учеников, кто вздумает использовать эту опасную верёвку при погружениях». Совсем небольшая часть подводников считает связку совершенно обычным элементом снаряжения и пользуется нею при любом удобном случае, а при некоторых погружениях считают её неотъемлемым элементом снаряжения. Давайте попробуем во всём разобраться сами.

Во-первых, что такое связка? Это связь дайвера с помощью короткого линя длиной, обычно, не более 3-х метров со своим партнёром или небольшой группой. Цель: исключить потерю своего напарника или группы. Насколько это важно, говорить об этом, я думаю, не надо, да и повторяться не хочу. Совершено ошибочное мнение, что связка нужна для погружений с сертифицированными недоученными дайверами в связи с недостаточным овладением ними навыков работы с компенсатором и постоянной опасностью их полета к поверхности, а затем к небесам. Напротив, этот элемент снаряжения требует определенных навыков, если хотите обучения, как например сухой костюм или просто новая конфигурация снаряжения. Конечно, существуют определённые опасности и в некоторых случаях неудобства, но преимуществ, повышающих безопасность, больше. Не ставите же Вы под сомнение использование ходовой катушки при погружениях с глубоким проникновением, например, в пещеру. Да именно ходовой линь помогает дайверу выйти из её темноты к свету и безопасности. Но эта же нить Ариадны иногда проявляла свое коварство, задерживая подводника из-за запутывания в темных лабиринтах. Именно из-за этого грамотное пользование ходовой катушкой считается важнейшим этапом обучения в техническом дайвинге. Вы, наверно, спросите, при чем здесь ходовая катушка и технический дайвинг. Да дело в том, что планировать и по возможности прогнозировать любое свое погружение необходимо как самое сложное техническое. Исключение может составить лишь ванная комната и то с включенным светом. А по поводу сравнения ходовика со связкой между партнерами - связь очевидна. В обоих случаях присутствует линь между дайвером и выходом из пещеры или аварийной ситуации, где роль спасительного света в конце мрачного тоннеля отводится именно партнёру, который при применении связки всегда рядом. Надо четко понимать, что связка между партнёрами, как раз, дает преимущество в безопасности именно для настоящих, квалифицированных напарников, которые и без связки выполняли бы все принципы «системы напарник», и, в большинстве случаев, не потеряли бы друг друга. Повторюсь – в большинстве случаев, то есть связка как бы дополнительная подстраховка. И также надо отдавать себе отчет в том, что если на связке идут неполноценные партнёры, не заботящиеся о безопасности друг друга, не умеющие и не желающие оказать при необходимости помощь своему партнёру по погружению и при обычном погружении сразу теряющие друг друга из виду, то связка для них действительно дополнительный помощник уйти в мир иной. Под водой таких сразу видно: они, как лебедь, рак и щука, тянут бедную связку каждый в свою сторону, а при выходе на поверхность недоумевают зачем она нужна и как с ней неудобно. Хорошим подводникам - партнёрам она практически не мешает, и линь связки редко находится в натянутом состоянии. Своего рода страховка, как у акробатов в цирке.

Думаете, подводное плавание менее опасное занятие, чем акробатика? Напрасно. Так уж сложилась моя судьба, может во многом благодаря моему отцу, что я с самого раннего детства тесно связан с подводным плаванием. Понятно, за это время я ощущал на себе или слышал не только приятные моменты или истории, связанные с этим прекрасным видом человеческой деятельности. До сих пор в памяти плачущая мать, бегущая по Крымскому берегу и больно тянущая меня, четырёхлетнего за руку. Я тогда ничего не понимал, это потом много лет позже, я узнал, что тогда погиб подводник из нашего лагеря, потерялся от своей группы, находясь, кстати, на поверхности. Ему просто попала в дыхательные пути, вместе с водой песчинка, которая находилась в трубке, а партнёра рядом не оказалось. Помню, в ДОСААФовские времена, каким страшным ударом для моей семьи и других подводников была гибель одной из нашей спортсменок - подводниц во время обычной тренировки на глубине всего 4-е метра. Никого из ответственных лиц тогда уголовно не наказали, хотя следствие длилось более года, т.к. установили, что она скрыла свою болезнь (простуда). Но основная причина этой трагедии не спазм, вызванный кашлем, а потеря партнёра, потерявшего её всего на несколько минут, но именно эти минуты оказались роковыми.

Когда несколько лет назад я получил звание Инструктора CMAS и стал ответственным за обучение и безопасность при погружениях, честно говоря, я немного испугался. Ведь теперь от меня будет зависеть здоровье и жизнь моих курсантов. Особенно пугал меня регион, в котором придется возрождать былую славу нашей водолазной Школы. Раньше погружения, в основном, проводились на нашей базе с сигнальным концом при глубинах около 5-ти метров, выезды в тот же Крым были крайне редки и то для опытных «профи». И все учебно-тренировочные погружения проводились под строжайшим контролем дежурного врача - спецфизиолога с действующей тогда барокамерой. Сейчас все погружения, в основном, проходят в открытом море практически в любое время года, в большинстве случаев с невозможностью прогноза ни по температуре, ни по прозрачности. Наши объекты для погружения – это, в основном, wreck c толстым илистым покровом, с возможностью в любой момент оказаться в невидимости своего партнёра. Снять с себя ответственность путем введения большого количества дополнительных подписей, как мне советовали «бывалые», и расслабиться, мне показалось недостаточным, погружения должны быть максимально безопасными для конкретных условий. Всё это привело к разработке некоторых дополнительных элементов повышения безопасности, к одним из которых и относится связка. Это впоследствии я узнал, что связка практически всегда применяется военными - боевыми пловцами, и обучение хождению на связке является важным этапом в их тренировках. Да и обычные водолазы часто используют её. В нашей Школе практически весь Курс обучения на открытой воде, да и сами погружения в открытом море проходят с применением связки. Не одна сотня погружений показала её безопасность, а в отдельных случаях необходимость. Я не помню ни одного случая потери партнёра при погружениях с участием нашего Клуба, хотя при каждом выходе на объекты имели место такие аварии у не думающих, безответственных дайверов. Подумайте, может ваше нежелание пристегнуть к себе своего партнёра - это боязнь подвергать себя дополнительному риску из-за его проблем. Но какая же эта «система напарник»? Не забывайте, проблема может возникнуть и у вас, и сертификат «соло…» спасает далеко не всегда. Кроме всего, связка дает возможность общения обычными водолазными сигнальными знаками со своим партнёром, возможность прикрепить себя или свое снаряжение к шлюпке обеспечения. Она незаменима во всех случаях погружений в очень мутной воде, при подлёдных погружениях, при проведении лечебной рекомпрессии в воде, а также при любых погружениях, когда внимание партнёров отвлечено, скажем, подводной съемкой, поиском морепродуктов и т.д. Да, в конце концов, связку можно просто убрать в карман компенсатора, оставив пристегнутые карабины, а затем при необходимости быстро пристегнуться к своему партнёру.

При погружении с новичком связка дает чувство уверенности, как и новоиспеченному дайверу, так и опытному ведущему, отвечающему за его безопасность. Был в моей Инструкторской практике такой эпизод, подтверждающий вышесказанное. Как-то во время совместной экспедиции на остров «Змеиный» один Инструктор попросил меня пойти на погружение с его подопечными на глубокое для них, в те времена, погружение 23 метра. Особо предупредил меня, что они очень плохо дышат, паникуют, еще не до конца овладели BCD, одним словом, надо быть начеку - очень сложные клиенты. Я согласился, предупредив его, что раз я за них отвечаю, то возьму их на связку. Он попытался немного возражать, но выхода у него не было, его ждала тройка экипированных маньяков бездны. Я провел брифинг со своими новыми бадди, не забыв ознакомить их с незнакомым элементом снаряжения. И с опаской начал погружение. Каково же было мое удивление, когда эти новички провели погружение безукоризненно. Я даже смутился после их четкого поверхностного «ОК» и последующего вопроса, какие замечания, ошибки я у них заметил. Затем, часом позже они меня подозвали и сказали, что это был их самый лучший тренировочный дайв. Причина проста, связка создала как бы психологический комфорт и вместо боязни потеряться от опытного подводника, мешающей нормальному погружению, всплыли все навыки, полученные при обучении в бассейне. Сейчас эти ребята опытные подводники, дайвмастера, но об этом погружении, думаю, ещё помнят. Совсем свежий случай произошел во время погружений на wreck «Зальцбург», где, как мне кажется, именно связка помешала дальнейшему развитию аварийной ситуации. Итак, море 2 балла, глубина небольшая - 15 метров, удаление от берега 3 мили, обеспечивающее судно, дайвинг – бот «Калипсо». Я погружаюсь со своим учеником на связке. При первых метрах погружения замечаю: видимость практически нулевая, местами только по еле заметным пузырям понимаешь, где поверхность. Вблизи дна видимость немного улучшается. Вдруг вокруг нас вырисовываются огромные металлоконструкции. Под действием этих впечатлений мой бадди не на шутку испугался, знаком показал «что-то не в порядке» и очень быстро погреб, как ему показалось, к поверхности. На самом деле из-за дезориентации, связанной с плохой прозрачностью, он «ломился» параллельно дну. Представляете какие у него были ощущения, когда он думая, что всплывает, вместо долгожданной поверхности, встречает на своем пути еще один металлический массив. Но, тут, конечно, «крыша потекла» окончательно и началась у него самая натуральная паника, в результате которой, он какое-то время бешено плыл между конструкций, таща меня позади. Затем я по связке, уходящей в темноту, добрался до него. Увидев его «квадратные» глаза на фоне дыхания паровоза, поддул его компенсатор, и мы в «страстном» объятии вылетели на поверхность. Не хочу даже думать, как могли развернуться тогда события при отсутствии такой системы безопасности, как связка. А когда мы разбирали со своими Клубниками случай на Балтике, описанный на страницах «Октопуса», где погибла девушка в результате неправильной комплектации, неисправного оборудования или непонимания ее обеспечением, что отсутствие поверхностного «ОК» - значит есть ЧП или что-нибудь еще. С этими всеми причинами, я, конечно, согласен, но погибла она прежде всего из-за потери напарника. Может, если бы она находилась на связке, то аварийная ситуация не закончилась столь драматично. Кстати, условия погружения на Балтике очень схожи с нашими Одесскими и, конечно, требуют особых мер повышения безопасности. Кто-то мне как-то заявил, что при заклинивании кнопки поддува BCD (судя по описанию именно это послужило основной, начальной, причиной этой трагедии) аварийный дайвер вытянет на поверхность, за связку и своего напарника и сходу выдал известный принцип: «Лучше погибает один, чем двое». Мне кажется, лучше действовать по другому принципу, если думать и анализировать, есть шансы, что все останутся живы. Но, если у вас есть сомнения по поводу некоторых моментов применения связки, отработайте их в бассейне, включая передув компенсатора одного из партнёров. Думаю, после небольшой тренировки станет понятно, что у аварийного партнёра намного меньше возможностей вытянуть вас на поверхность, чем у вас предотвратить развитие ситуации. Понятно, что вышеприведенные аварийные ситуации, к сожалению, далеко не все. Да и любой из вас может вспомнить подобные случаи. А теперь представьте, а если бы тогда он (а) был (а) на связке, то вполне возможно, что всё не закончилось бы столь трагично. При технически сложных погружениях, связанных с проникновением внутрь затопленных объектов, кроме основного своего назначения, мы часто используем связку, как универсальный инструмент, для решения различных задач. Например, привязка к определенной, рабочей точке внутри wreck, при проведении поисковых работ в илистых отложениях, в качестве страховочного «уса» для скользящего закрепления на «ходовике» или спусковом конце и т.д. Итак, из своего опыта. Связка - линь с двумя закрепленными на концах карабинами. На практике мы определили наиболее оптимальную общую длину в два с половиной метра. Линь диаметром 5 – 6 мм., достаточно жёсткий, без склонности к образованию узлов и зацепов, ни в коем случае не стальной трос. Карабины надежные, быстро расстегиваемые, крупные, особенно при погружениях в холодной воде. Заделка линя надежная; обычно мы применяем беседочный узел с маркой. В последнее время нами используется поплавок в середине длины линя, поддерживающей его в толще воды, что препятствует зацепам. Учтите, что поплавок должен лишь немного превышать плавучесть линя. При сборке снаряжения карабины связки сразу пристегиваются к кольцам компенсатора, а её линь убирается в карман. Я, например, один из карабинов закрепляю на самое нижнее боковое кольцо, а второй с этого же бока этажом повыше. После захода в воду отстёгиваю карабин от верхнего кольца и застёгиваю его на нижнем кольце своего партнёра, понятно, со своей стороны. Связка, закреплённая на нижних кольцах, более удобна в работе, так как её линь не задевает регуляторов. Наиболее удобный вариант: это отдельная связка у каждой пары. Но это только в том случае, когда партнёры самодостаточны. В других случаях может применяться общая связь, с помощью нескольких систем - связок всей группы, скажем, трех и более человек, что требует некоторой тренировки на слаженность действий, и далеко не во всех случаях приемлема. Более опытные дайверы при этом занимают крайние положения. Старайтесь избегать плавания друг за другом, при этом линь может запутываться за ласты, особенно в беспоплавковом варианте связки. Конечно, помогайте партнеру при возможном запутывании. Вот, пожалуй, и всё.

Связка, как и многое другое, не панацея от всех случайностей, которые могут иметь место под водой. И, конечно, я соглашусь, что есть некоторые виды погружений, при которых применение её, очень спорный вопрос. Да и дело вовсе не в связке. Для кого-то это будет запасной регулятор, фонарь, ходовая катушка и т.д. Дело в вашем ответственном и грамотном отношении к организации погружений при конкретных условиях. Особенно такое ответственное отношение должно быть присуще Инструкторам подводного плавания. Думайте, анализируйте. Старайтесь в своих методах быть выше Стандартов и Мануалов. Ставьте безопасность превыше всего. Учитесь, и не спешите отвергать то, чем вы еще вполне, возможно, не владеете.