Дайвинг
- Определение
- Что такое дайвинг
- Страховка
- Выбор страховки
- Страховые компании
- Страховой полис
- Как стать дайв-инструктором
- Опрессовка баллонов
- Что нужно учитывать
- Собственное оборудование
- Выбор дайв-центра
- Подбор партнера - бадди
- Давйв-гиды
- Правельное всплытие
- Унесённые течением
- Остались одни в море
- Аварийные ситуации под водой
- Средство найти спутника жизни

Соло-дайвинг
- Страсти
- Философия
- Теоретический курс
- Практика в закрытой воде
- Практика на открытой воде
- Что нужно, что бы пройти курс
- Кто они, будущие соло-дайверы

Что такое дайвинг
- Нужен ли дайвинг профессионалу
- Дайвинг сегодня

Направления спусков под воду
- Military diving
- Commercial diving
- Recreational diving

Крупные организации дайверов
- CMAS
- PADI

OPEN WATER DIVER
- ЧТО ЭТО ТАКОЕ
- Первая часть
- Вторая часть
- Третья часть
- Сертификат

Прокат оборудования
- Внешний осмотр
- Воздух
- Манометр
- BCD
- Регулятор
- Подводный компьютер
- Грузовой пояс
- Подбор грзов
- Наличие оборудования

Медицинская помощь
- Общие положения
- Необходимые меры лечения
- Кислородная рекомпрессия
- Режимы декомпрессии
- Подготовка
- Завершение кислородной...

Правила безопасности
- 1-ая категория
- 2-ая категория
- 3–я категория
- Специальные погружения
- Требования
- Требования к дайверам № 1
- Требования к дайверам № 2
- Требования к дайверам № 3
- Специальные погружения № 2
- Требования к судну
- Экстремальный тренинг
- Ответственность и безопасность
- Связка

Ответственность и безопасность

Размышления инструктора подводного плавания на тему – ответственность и безопасность.

________________________________________

…Я считаю, что в подводном плавании не бывает излишних мер по увеличению безопасности, чем их больше, тем лучше, разве только, чтобы они не сделали невозможным проведение самого собственно погружения. В большинстве случаев, а главное при вашем желании эти условия не трудно выполнять, и они не столь обременительны. Главное понять, что это действительно необходимо, но для этого необходим грамотный подход и ответственность лиц занимающихся организацией учебных погружений.

Мое мнение, что самое главное в работе Инструктора ответственное отношение к делу, особенно обеспечению безопасности курсантов. Это намного более важно, чем скажем «глубокие» знания теории декомпрессии и огромное количество медицинских терминов, выплескиваемых «Девятым валом» на курсантов, но зато они теперь начинают понимать, мы в надежных руках “специалиста” и не зря отдали свои деньги. Я не призываю к тому, что не надо иметь глубокие знания теории. Как раз надо, Инструктор обязан быть на порядок выше по знаниям относительно теоретического материала и той темы, которую он представляет вниманию курсанта. Я просто утверждаю, что первично это еще раз-ответственность. Ответственный, пусть не очень грамотный и опытный, делающий первые шаги в обучении курсантов начинающий инструктор, со временем превзойдет в своем мастерстве и методах не ответственных «матерых всезнаек», для которых их профессиональный рост заканчивается сразу после того, как они неожиданно для себя вдруг осознают всю “глубину и широту” своих знаний, достаточных для добычи денег. Ответственный инструктор просто не допустит того, чтобы долгое время иметь пробелы в теории и опыте и будет постоянно совершенствоваться. Не забывайте, совершенство не имеет предела, всегда будет то, что вы еще не знаете и что-то, что можно сделать еще лучше, особенно в таком благодарном деле как обучение подводному плаванию. И если вы вдруг осознали, что вы «крупный специалист» пусть даже с 20 летним опытом - вы перестанете ним быть, потому, что перестали двигаться вперед.

Хотелось бы более конкретно остановиться на моментах повышения безопасности при проведении практических занятий в условиях бассейна. Многие Инструктора совершенно ошибочно считают, что занятия в бассейне не представляют особой опасности для курсанта, и применяют в этих условиях достаточно опасные скоростные методики обучения, не дающие курсанту возможности полностью овладеть некоторыми навыками, необходимыми для перехода к более сложному упражнению. Тем самым провоцируют создание аварийной ситуации, как во время обучения, так и в последствии. Не надо забывать, что около 15% несчастных случаев произошли именно в бассейновых условиях на этапе обучения. Я понимаю аренда бассейна, чем больше упражнений за единицу времени, тем меньше себестоимость вашего конвейерного производства. Но мы имеем дело с живыми людьми, которые нам доверяют, и платят не так уж мало, чтобы мы экономили на часе аренды бассейна. Еще раз побольше ответственности, не ставьте коммерческие интересы выше безопасности своих курсантов, тем более даже с точки зрения бизнеса обучать грамотно всегда более выгодно - просто это осознаешь со временем. При проведении практических занятий в бассейне с первых шагов обучения необходимо приучать курсанта к строгой «Системе напарник», стараться выработать в нем терпимость и ответственность за своих партнеров по практическим занятиям и, в дальнейшем, в ходе проведения погружений на открытой воде. Не надо для этого ждать пока он научится идеально продувать маску, нормально дышать, или еще хуже придет для получения следующего уровня подготовки. Я повторюсь, что «Система Напарник» основа, фундамент безопасности дайвинга, правда, для полноценных партнеров, и этот фундамент необходимо положить в самом начале для того, чтобы все здание не рухнуло впоследствии. И выводы, которые надо было сделать, читая статью «…О лживом партнерстве», это не то, что лучше нырять в одиночку, считая себя неуязвимым, а просто быть полноценным, грамотным партнером, готовым в любой момент оказать необходимую помощь. А инструкторам обучать курсантов, исходя именно из этих принципов. Подводник, не полноценен, если он как партнер не грамотен, даже если он хорошо продувает маску, контролирует скорость погружения и всплытия, не задерживая при этом дыхание и выдавать такому сертификат опасно и для него и для его будущих партнеров. Я согласен, что не всех можно этому научить, тем более на начальном этапе, но необходимо сделать все возможное. Задача Инструкторов разрабатывать методы и проводить отдельные упражнения, ставя безопасность превыше всего. Любую, даже малейшую, но аварийную ситуацию анализировать. Менять методику на более безопасную, с учетом того, что каждый курсант индивидуален, и мы не можем до конца предугадать все его реакции в ходе выполнения упражнения, особенно на первом этапе обучения. Необходимо отставить свою гордость и делиться с коллегами своими неудачами по обучению, которые могли повлечь за собой несчастный случай или стали причиной возникновения аварийной ситуации. Все подобные инциденты необходимо подвергать тщательному разбору внутри школы, а лучше как говорится «выносить сор из избы», чтобы другие Инструктора не повторяли этих ошибок. Инструктор подводного плавания, должен считать себя ответственным за любого начинающего подводника даже вне своей Школы и не оставаться равнодушным, а тем более тайно радоваться неудачам и ошибкам других инструкторов. Теперь коллеги, хочу предложить вашему вниманию описание некоторых аварийных ситуаций, которые произошли из за моих ошибок, практически при бассейновых условиях.

И так, лето, Одесский залив, солнце в зените, полный штиль, удаление от берега 30 метров. Я и прекрасная ученица с далекой Камчатки, оба на поверхности в полном комплекте снаряжения, отработка техники плавания и привыкания к «снаряге», я от нее где то в 2х метрах. Вдруг вода возле этой русалки начинает пузыриться, и она погружается, вместе с моим сказочным настроением. Я плыву к ней, практически хватаю ее, но она уварачивается и в панике начинает загребать к берегу, постоянно захлебываясь и еще больше паникуя. Откуда появилась у нее эта «техника плавания» я не знаю, но я не мог ее догнать до тех пор, пока она практически не начала тонуть. Все закончилось хорошо, но я мог бы ее и не успеть подхватить на глубине, и обнаружить на дне тоже смог бы не сразу, так как прозрачность воды Одесского залива оставляет желать лучшего, да мало ли как могли бы развернутся события.

Выводы: Более полная техническая проверка оборудования, в данном случае нижний клапан компенсатора был не до конца закручен, т.е. держался на одной нитке резьбы и в процессе плавания клапанный узел вышел из седла, и воздух начал свободно выходить. Обязательно, кроме проверки клапанов на избыточное давление производите проверку надежности удержания клапанного устройства в седле BCD.

Поверхность воды не есть полная безопасность, т.е. держаться необходимо как можно ближе к своему курсанту или партнеру и быть готовым к неожиданностям. После этого случая, у нас в школе окончательно введена связка между Инструктором и курсантом, не только при выполнении упражнений на глубине в мутной воде, но и во время занятий на поверхности с отдельными курсантами. Эффективность связки при организации учебных погружений, особенно на открытой воде мне и моим коллегам по обучению подсказал не только вышеописанный случай, а многие другие, в которых именно связка между партнерами помешала развитию аварийной ситуации, но это в другой раз.

Еще одна нелепая аварийная ситуация произошла совсем не давно, в начале лета в бассейне глубиной 6 метров.

И так, отработка техники погружения-всплытия. Я Инструктор, девушка и парень- партнеры. Традиционное «ОК», и мы скрываемся под водой, следя друг за другом. Неожиданно девушка останавливается на глубине около 4х метров, показывая знак «что то не в порядке» и не очень четко показывает на ухо. Я плыву к ней, предлагая знаком всплыть, а ее партнер решает, что она не может погрузиться и он должен срочно действовать , затягивает ее глубже. Результат – баротравма уха. Это несмотря на то, что смысл знаков он знал и занятие это было далеко не первое. Но в любом случае виновник не начинающий партнер, а Инструктор, который должен был предвидеть возможные неадекватные действия обучающихся непосредственно к друг другу. Понятно, что никто из обучающих Инструкторов не застрахован от подобных, пусть уникальных аварийных ситуаций, но это меня не оправдывает.

Я преднамеренно выбрал эти случаи, произошедшие в стерильных бассейновых условиях, что бы вы, особенно начинающие Инструктора, поняли с какой тщательностью и ответственностью надо подходить к планированию погружений на открытой воде, где вероятность возникновения аварийной ситуации многократно увеличивается.

Обязательно на семинарах по подготовке Инструкторов следует ввести тему: «Мои ошибки и опасные методики, которые привели к аварийной ситуации при обучении». Эту тему вполне может осветить любой кандидат на более высокий инструкторский уровень, имеющий опыт практической работы. Даже если у него не было в процессе своей работы ошибок и он настолько «грамотный», пусть их придумает или вспомнит ошибки своих коллег из других школ. Оценки за его выступление, кроме общепринятых на семинаре должны выставляться с учетом: может ли подобный случай вообще иметь место, дополнительный бал, если этот случай из личного опыта и претендент не занимается сладострастным «перемыванием косточек» инструкторов других дайвклубов. Самым важным при оценке претендента на более высокий инструкторский уровень должен быть тщательный анализ, разбор и сделаны выводы по предупреждению таких ситуаций при обучении. Особенно хорошо, чтобы эти выводы сделали сами начинающие Инструктора, а Инструктор с опытом только подвел бы их к этим выводам. На занятиях в бассейне с будущими Инструкторами необходимо не только, что бы они продемонстрировали безопасную методику по каждой теме и умение держать внимание группы, но и показали, как они справляются с аварийными ситуациями, которые могли бы иметь место в ходе выполнения данного упражнения.

Коллеги, я думаю, что у нас есть чему поучиться друг у друга, выработать вместе более безопасные и продуктивные методики обучения, делиться своими личными наработками и т.д. и это вполне реально. Надо покончить со злой, некрасивой конкуренцией между Школами и Отдельными Инструкторами и жить действительно дружной дайверовской семьей, заботящейся об успехе и грамотной работе каждого Инструктора. Мне, например, не было легче, когда на организованных нашей Школой погружениях, возникла аварийная ситуация по вине «продвинутого» дайвера, не умеющего пользоваться компенсатором и гордо вознесшемуся как ракета ввысь, только из-за того, что его обучал другой инструктор. Кстати этот инструктор, отличный подводник, но к своей работе отнеся безответственно, выдав этому «космонавту» сертификат продвинутого уровня. Мне кажется, что уже давно назрела необходимость организовывать семинары по повышению квалификации инструкторов. Кстати, на Киевском Инструкторском Семинаре CMAS (октябрь 2001 г.) обсуждался вопрос об организации подобного мероприятия в Одессе в рамках которого, можно будет объединить опыт наших инструкторов и потренироваться при погружении на затопленные объекты. Предложение было встречено «на ура». Тем более каждому из нас хотелось чем- то поделиться из своего опыта, обсудить какие-то вопросы и все это по своему пытались делать, несмотря на занижение оценок в связи с уходом от зачетной темы. Стало ясно, что в жестких рамках инструкторского семинара все охватить нельзя, да и задачи там совсем другие. Я думаю, что Семинары повышения квалификации Инструкторов станут нормой, праздником, встречей с коллегами-единомышленниками. Вспомните добрые, старые ДОСААФовские времена, встречи настоящих друзей, уважающих друг друга и заботящихся о процветании общего дела.